ТРАКТОР
(новолат. tractor,
букв. — тот,
кто тащит,
тянет,
от лат. traho — тащу,
тяну),
самоходная машина на гусеничном или колёсном [колесном] ходу для приведения в действие прицепленных к ней или навешиваемых на неё [нее] машин и орудий (с.-х.,
строит.,
дорожных,
транспортных и т. п.),
для привода стационарных машин. Механизмы навесных и прицепных машин приводятся в действие от двигателя Т.
через вал отбора мощности или с помощью вторичного двигателя (напр.,
гидравлического). Первые колёсные [колесные] тракторы появились в Великобритании и Франции в 1830.
С 1912 в США,
затем и в др. странах производятся Т. на гусеничном ходу. В СССР первые Т.
изготовлены в нач. 20-х гг.
Универсально-пропашной трактор МТЗ-82 класса 1,4 (общий вид).
По назначению Т. разделяют на с.-х. (наиб. массовые) и промышленные.
С.-х. Т. общего назначения в агрегате с соотв. машинами (орудиями) предназначены гл.
обр. для пахоты,
сева,
культивации,уборки зерновых культур и др. с.-х. работ (см. Машинно-тракторный агрегат),
Т. универсально-пропашные в осн. используют для междурядной обработки и уборки пропашных культур.
Особенность пропашных Т. — проходимость в междурядьях посевов без повреждения культурных р-ний благодаря соотв.
ширине колёс [колес] (гусениц),
дорожному просвету,
абрису и регулируемой колее. Специализир. Т. предназначены для выполнения спец.
работ или используются на полях с определ. культурами (напр.,
на виноградниках,
чайных плантациях и др.). Колёсные [Колесные] Т. в сравнении с гусеничными более универсальны,
быстроходны,
но на увлажнённых [увлажненных] грунтах имеют худшую проходимость. Для её [ее] повышения нек-рая часть таких Т.
выпускается со всеми ведущими колёсами [колесами],
а универсально-пропашные Т. снабжаются полугусеничным ходом в виде съёмного [съемного] оборудования.
Гусеничные Т. обладают высокой проходимостью,
низким уд. давлением на почву; меньше буксуют,
что обусловливает их более высокие тяговые качества.
В СССР и странах — членах СЭВ приняты след. обозначения с.-х.
Т. с разл. схемой в конструкцией ходовой системы: К — колёсный [колесный] движитель; Г — гусеничный движитель.
Цифра перед “К” обозначает обшее число колёс [колес],
после “К” — число ведущих колёс; [колес;] добавляется также индекс “а” или “в”,
характеризующий конструкцию Т. Напр.,
4К2а — 4-колёсный [4-колесный] Т. с двумя ведущими колёсами [колесами],
направляющие колёса [колеса] меньшего диаметра; 4К4в —4-колёсный [—4-колесный] Т.,
все колёса [колеса] ведущие,
одинакового диаметра.
Трактор свекловодческий Т-70С класса 2 (общий вид).
Число моделей Т.,
выпускаемых в СССР,
а также их показатели определены типажом — системой машин,
построенной по заранее разработанному технич. плану,
основанному на рациональном сочетании тяговых показателей Т. разных классов.
Каждый класс Т. состоит из группы машин,
конструктивно унифицированных и обладающих примерно одинаковыми тяговыми свойствами.
Осн. модель группы наз. базовой.
Трактор общего назначения ДТ-175C класса 3 (общий вид).
На её [ее] основе создаются модификации для выполнения менее распространённых [распространенных] с.-х.
или др. спец. работ. Типаж Т. облегчает задачу планирования и изготовления Т.
По номинальному тяговому усилию базовые модели Т. в странах — членах СЭВ разделяются на 10 классов (см. табл.).
Класс
0,2
0,6
0,9
1,4
2
3
4
5
6
8
Номинальное тяговое усилие,
кН
2
6
9
14
20
30
40
50
60
80
Базовая модель Т. — наиб. распространённая [распространенная] модель в данном классе; модификация — Т.,
унифицированный с базовой моделью по осн. сборочным единицам и системам.
При этом назначение и область применения модификаций могут отличаться от базовой модели.
Модификации Т. условно относят к классу их базовых моделей.
Осн. группы механизмов Т.: двигатель — источник энергии (см. Двигатель внутреннего сгорания); трансмиссия — совокупность механизмов,
передающих крутящий момент двигателя ведущим колёсам [колесам] и изменяющих его значение,
а также направление и частоту вращения ведущих колёс [колес] (как правило,
включает сцепление,
коробку передач,
гл. и конечные передачи); ходовая часть.
На с.-х. Т. установлены механич. коробки с числом передач до 18,
в осн. с шестернями пост. зацепления. Есть конструкции (Т-150,
Т-150К,
К-700А,
К-701,
МТЗ-80А),
позволяющие переключать передачи на ходу агрегата без разрыва потока мощности.
Применяют бесступенчатые трансмиссии с гидростатич. и гидромеханич.
передачами.
Гусеничный T. общего назначения ДТ-175С класса 3,
мощн. 125 кВт снабжён [снабжен] гидромеханич. трансмиссией,
обладающей свойством автоматич. изменения скорости движения агрегата в зависимости от тягового сопротивления при одноврем.
обеспечении оптим. загрузки двигателя. Трансмиссия этого типа в сравнении с механической способствует повышению производительности агрегата за счёт [счет] более высокой ср.
скорости при нек-ром снижении погектарного расхода топлива,
облегчает труд механизатора. Для пониженных (технол.) скоростей движения Т.
трансмиссия оборудуется ходоуменьшителем. Поворот колёсных [колесных] Т.
осуществляется неск. способами,
напр. для Т. 4К4в — поворотом только передних колес,
передних и задних в разные стороны или в одну сторону (т. н. способ движения “крабом”) и др.
Осн. требования к типам с.-х. Т. и их гл. параметрам предусматриваются системой машин.
Конкретные показатели по каждой модели Т. изложены в агротехнич.
(исходных)
требованиях и определяются соотв. стандартами. Эксплуатац.
показатели Т. подразделяют на технико-экономич. (производительность в агрегате,
расход топлива на единицу работы),
технич. (класс,
мощность двигателя,
тяговые свойства,
наличие рабочего и вспомогат. оборудования),
агротехнич. (уд. давление на почву,
проходимость в междурядьях,
манёвренность [маневренность] в агрегате),
эргономич. (условия труда механизатора,
трудоёмкость [трудоемкость] технич. обслуживания) и др.
Совершенствование конструкций и улучшение эксплуатац. показателей Т.
в СССР и за рубежом идёт [идет] по пути повышения производительности за счёт [счет] увеличения энергонасыщенности,
улучшения тягово-сцепных качеств,
снижения уд. давления движителей на почву благодаря применению эластичных шин,
улучшения топливной экономичности двигателя,
снижения потерь в трансмиссии,
обеспечения нормативных условий безопасности труда механизатора,
а также автоматизации гидронавесной и др. систем Т.