Энциклопедии, словари, справочники
 Энциклопедии, словари, справочники (поиск)   /   Большой энциклопедический словарь. Сельское хозяйство  Читатели спрашивают 
 

ТРАКТОР (новолат. tractor, букв. — тот, кто тащит, тянет, от лат. traho — тащу, тяну), самоходная машина на гусеничном или колёсном [колесном] ходу для приведения в действие прицепленных к ней или навешиваемых на неё [нее] машин и орудий (с.-х., строит., дорожных, транспортных и т. п.), для привода стационарных машин. Механизмы навесных и прицепных машин приводятся в действие от двигателя Т. через вал отбора мощности или с помощью вторичного двигателя (напр., гидравлического). Первые колёсные [колесные] тракторы появились в Великобритании и Франции в 1830. С 1912 в США, затем и в др. странах производятся Т. на гусеничном ходу. В СССР первые Т. изготовлены в нач. 20-х гг.

Универсально-пропашной трактор МТЗ-82 класса 1,4 (общий вид).

По назначению Т. разделяют на с.-х. (наиб. массовые) и промышленные. С.-х. Т. общего назначения в агрегате с соотв. машинами (орудиями) предназначены гл. обр. для пахоты, сева, культивации,уборки зерновых культур и др. с.-х. работ (см. Машинно-тракторный агрегат), Т. универсально-пропашные в осн. используют для междурядной обработки и уборки пропашных культур. Особенность пропашных Т. — проходимость в междурядьях посевов без повреждения культурных р-ний благодаря соотв. ширине колёс [колес] (гусениц), дорожному просвету, абрису и регулируемой колее. Специализир. Т. предназначены для выполнения спец. работ или используются на полях с определ. культурами (напр., на виноградниках, чайных плантациях и др.). Колёсные [Колесные] Т. в сравнении с гусеничными более универсальны, быстроходны, но на увлажнённых [увлажненных] грунтах имеют худшую проходимость. Для её [ее] повышения нек-рая часть таких Т. выпускается со всеми ведущими колёсами [колесами], а универсально-пропашные Т. снабжаются полугусеничным ходом в виде съёмного [съемного] оборудования. Гусеничные Т. обладают высокой проходимостью, низким уд. давлением на почву; меньше буксуют, что обусловливает их более высокие тяговые качества.

В СССР и странах — членах СЭВ приняты след. обозначения с.-х. Т. с разл. схемой в конструкцией ходовой системы: К — колёсный [колесный] движитель; Г — гусеничный движитель. Цифра перед “К” обозначает обшее число колёс [колес], после “К” — число ведущих колёс; [колес;] добавляется также индекс “а” или “в”, характеризующий конструкцию Т. Напр., 4К2а — 4-колёсный [4-колесный] Т. с двумя ведущими колёсами [колесами], направляющие колёса [колеса] меньшего диаметра; 4К4в —4-колёсный [—4-колесный] Т., все колёса [колеса] ведущие, одинакового диаметра.

Трактор свекловодческий Т-70С класса 2 (общий вид).

Число моделей Т., выпускаемых в СССР, а также их показатели определены типажом — системой машин, построенной по заранее разработанному технич. плану, основанному на рациональном сочетании тяговых показателей Т. разных классов. Каждый класс Т. состоит из группы машин, конструктивно унифицированных и обладающих примерно одинаковыми тяговыми свойствами. Осн. модель группы наз. базовой.

Трактор общего назначения ДТ-175C класса 3 (общий вид).

На её [ее] основе создаются модификации для выполнения менее распространённых [распространенных] с.-х. или др. спец. работ. Типаж Т. облегчает задачу планирования и изготовления Т. По номинальному тяговому усилию базовые модели Т. в странах — членах СЭВ разделяются на 10 классов (см. табл.).

Класс

0,2

0,6

0,9

1,4

2

3

4

5

6

8

Номинальное тяговое усилие, кН

2

6

9

14

20

30

40

50

60

80

Базовая модель Т. — наиб. распространённая [распространенная] модель в данном классе; модификация — Т., унифицированный с базовой моделью по осн. сборочным единицам и системам. При этом назначение и область применения модификаций могут отличаться от базовой модели. Модификации Т. условно относят к классу их базовых моделей.

Осн. группы механизмов Т.: двигатель — источник энергии (см. Двигатель внутреннего сгорания); трансмиссия — совокупность механизмов, передающих крутящий момент двигателя ведущим колёсам [колесам] и изменяющих его значение, а также направление и частоту вращения ведущих колёс [колес] (как правило, включает сцепление, коробку передач, гл. и конечные передачи); ходовая часть.

Схема расположения основных механизмов трактора 4К2а: 1 — двигатель; 2 — сцепление; 3 — коробка передач; 4 — главная передача и дифференциал; 5 — конечная передача; 6 — ведущее колесо; 7 — передний мост; 8 — управляемое колесо; 9 — навесное устройство.

На с.-х. Т. установлены механич. коробки с числом передач до 18, в осн. с шестернями пост. зацепления. Есть конструкции (Т-150, Т-150К, К-700А, К-701, МТЗ-80А), позволяющие переключать передачи на ходу агрегата без разрыва потока мощности. Применяют бесступенчатые трансмиссии с гидростатич. и гидромеханич. передачами.

Гусеничный T. общего назначения ДТ-175С класса 3, мощн. 125 кВт снабжён [снабжен] гидромеханич. трансмиссией, обладающей свойством автоматич. изменения скорости движения агрегата в зависимости от тягового сопротивления при одноврем. обеспечении оптим. загрузки двигателя. Трансмиссия этого типа в сравнении с механической способствует повышению производительности агрегата за счёт [счет] более высокой ср. скорости при нек-ром снижении погектарного расхода топлива, облегчает труд механизатора. Для пониженных (технол.) скоростей движения Т. трансмиссия оборудуется ходоуменьшителем. Поворот колёсных [колесных] Т. осуществляется неск. способами, напр. для Т. 4К4в — поворотом только передних колес, передних и задних в разные стороны или в одну сторону (т. н. способ движения “крабом”) и др.

Осн. требования к типам с.-х. Т. и их гл. параметрам предусматриваются системой машин. Конкретные показатели по каждой модели Т. изложены в агротехнич. (исходных) требованиях и определяются соотв. стандартами. Эксплуатац. показатели Т. подразделяют на технико-экономич. (производительность в агрегате, расход топлива на единицу работы), технич. (класс, мощность двигателя, тяговые свойства, наличие рабочего и вспомогат. оборудования), агротехнич. (уд. давление на почву, проходимость в междурядьях, манёвренность [маневренность] в агрегате), эргономич. (условия труда механизатора, трудоёмкость [трудоемкость] технич. обслуживания) и др.

Совершенствование конструкций и улучшение эксплуатац. показателей Т. в СССР и за рубежом идёт [идет] по пути повышения производительности за счёт [счет] увеличения энергонасыщенности, улучшения тягово-сцепных качеств, снижения уд. давления движителей на почву благодаря применению эластичных шин, улучшения топливной экономичности двигателя, снижения потерь в трансмиссии, обеспечения нормативных условий безопасности труда механизатора, а также автоматизации гидронавесной и др. систем Т.


^ЗГЛ: ТРАКТОР